Медиация в образовании
Ежедневно в общеобразовательное учреждение приходят десятки школьников разных возрастов, с разными характерами, интересами, воспитанием. Неудивительно, что их плотное каждодневное взаимодействие зачастую приводит к конфликтам. Для мирного разрешения особо острых споров в общеобразовательных учреждениях прибегают к медиации - методу урегулирования конфликта с привлечением третьей нейтральной стороны. На нашем курсе повышения квалификации вы узнаете о методах, используемых медиаторами в работе, и научитесь применять их в своей педагогической практике.
О программе: программа разработана с учетом квалификационных требований к результатам освоения образовательных программ и направлена на получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности.
Тип дополнительной профессиональной программы: программа повышения квалификации.
Цель программы: формирование и развитие профессиональной компетентности в области коммуникации, переговорного процесса и медиации для урегулирования конфликтов в образовательной организации.
Выдаваемый документ: удостоверение о повышении квалификации.
Учебный план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Лекции | Практические занятия | Форма контроля |
1 | Медиация как альтернативный способ разрешения споров | 10 | 3 | 6 | 1 |
1.1 | Роли медиатора. Преимущества медиации | 1 | 2 | ||
1.2 | Принципы и инструменты медиации | 1 | 4 |
1 промежуточное тестирование (зачет) |
|
1.3 | Особенности медиации в образовании | 1 | |||
2 | Медиация как процедура | 15 | 5 | 9 | 1 |
2.1 | Подготовка к процедуре медиации (Выбор медиатора. Правила проведения процедуры медиации. Заключение соглашения о проведении процедуры медиации) | 2,5 | 4,5 | ||
2.2 | Процедура медиации. Цели и задачи медиатора. (Фазы медиации по Х.Бесемеру. Задачи медиатора. Поведение медиатора при особых проблемах: обвинения участников, слабые/сильные эмоции, ложь. Результат медиации. Исполнение медиативного соглашения) | 2,5 | 4,5 |
1 промежуточное тестирование (зачет) |
|
3 | Медиативная компетентность | 18 | 6 | 11 | 1 |
3.1 | Медиация и конфликтология (Структура медиативной компетентности. Стратегии поведения в конфликте. Карта конфликта) | 1,5 | 3 | ||
3.2 | Работа с информацией сторон и их взглядами на конфликт (Подготовка сторон к переговорам. Понятие центральной проблемы. Позиционное мышление. Типичные ошибки медиатора. Презентация сторон, задачи медиатора) | 1 | 2,5 | ||
3.3 | Конфликты интересов и позиций сторон (Три уровня анализа при подготовке медиации. «Вентиляция» эмоций. Кокус. Дискуссия по выработке предложений. Составление соглашения. Выход из медиации) | 2 | 3,5 |
1 промежуточное тестирование (зачет) |
|
3.4 | Общение со сторонами конфликта (Коммуникативная компетентность. Техника постановки вопросов и типичные ошибки техники. Техники вербализации и типичные ошибки вербализации. Регуляция эмоционального напряжения и типичные ошибки регуляции. Я-сообщения) | 1,5 | 2 | ||
4 | Конфликты в образовательной организации | 11,5 | 3,5 | 7 | 1 |
4.1 | Особенности урегулирования конфликтов в образовательной организации (Предмет и объект конфликта. Классификация конфликтов по субъектам конфликта. Стратегии разрешения конфликтов. Организационно-структурные, административные, межличностные методы разрешения конфликтов) | 1 | 2,5 | ||
4.2 | Педагогический конфликт (Схема конфликта. Конфликтогены. Причины возникновения конфликтов. Специфические причины конфликта «Учитель-Администратор». Специфические причины конфликта «Учитель – Родитель». Специфические причины конфликта «Учитель –Учитель». Специфические причины конфликта «Ученик-Ученик». Специфические причины конфликта Учитель-ученик». Три опорные схемы для анализа конфликта. Комиссия по урегулированию споров. Рекомендации по профилактике конфликтов) | 2,5 | 4,5 |
1 промежуточное тестирование (зачет) |
|
5 | Медиация в школе | 15,5 | 5,5 | 9 | 1 |
5.1 | Школьная медиация (Цели метода школьной медиации. Культура взаимоотношений в школе. Восстановительная медиация. Функции школьной медиации. Позиция медиатора. Опыт школьных служб медиации Санкт-Петербурга) | 1 | 2 | ||
5.2 | Школьная служба примирения (Опыт создания и развития школьных служб примирения в России. Структура и организация школьной службы примирения. Порядок работы медиатора. Типовые документы, организующие деятельность службы примирения и работу медиатора) | 4,5 | 7 |
1 промежуточное тестирование (зачет) |
|
6 | Итоговая аттестация | 2 |
2 зачет |
||
Итого | 72 | 23 | 42 | 7 |
