Проектная деятельность в детском саду

Наталья Николаевна Новак 2019-07-10 22:59:44

Проектирование в детском саду/

План:

1.     Актуальность проектирования на современном развитии общества:

- президентская инициатива «Наша новая школа»;

- изменения в нормативных документах для ДОУ;

- значимость проектной деятельности для развития ребенка и педагогического коллектива.

2.     Чем отличается педагогическое проектирование от детской проектной деятельности.

- терминология;

- отличия;

- презентация проектной деятельности детского сада г. Великий Новгород.

3.     Условия, при которых возникает необходимость использовать педагогический проект и детскую проектную деятельность.

4.     Место педагогического проектирования и детской проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

5.     Педагогическое проектирование:

-  методика «Зеркало прогрессивных преобразований»;

матрица педагогического проекта предложенная ст. преп. МГПИ, к.п.н. Л.Д. Морозовой.

- практикум по составлению педагогического проекта при помощи методики «Зеркало прогрессивных преобразований»;

- презентации педагогических проектов детского сада № 147 «Сказка».

6.     Детская проектная деятельность:

- уровни развития проектных умений у дошкольников (по Е. Евдокимовой);

- типы проектной деятельности  и виды детских проектов представленные психологами  Веракса Николаем Евгеньевичем и Александром Николаевичем в методическом пособии «Проектная деятельность дошкольников» на примере презентаций проектной деятельности  детей детского сада  № 147 «Сказка».

7.     Деловая игра «Разработка поэтапного алгоритма разных типов детской  проектной деятельности».

8.     Приложения к лекции:

- матрицы педагогического проектирования;

- памятка для воспитателей «Детская проектная деятельность».

Актуальность проектирования на современном развитии общества:

- значимость проектной деятельности для развития ребенка и педагогического коллектива.

- президентская инициатива «Наша новая школа»;

- изменения в нормативных документах для ДОУ;

Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.

Во-первых, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.

Во-вторых, все возрастающая динамичность внутри общественных взаимоотношений, требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.

В-третьих проектная деятельность помогает выйти за пределы культуры (познавательная инициатива) культурно-адекватным способом. Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно-значимого продукта.

Проектная деятельность как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.

Проектная деятельность и технология проектного обучения существует в педагогике давно. В течение последних лет  она активно возвращается в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе. На что и направлена  модернизация образования, в частности дошкольного.

Еще Л.С. Выгодский говорил, что ребенок будет усваивать образовательную программу, составленную для него взрослым, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть интересной и значимой. Именно поэтому, педагоги дошкольного образования стараются сделать жизнь ребенка интересной, а образовательный процесс – мотивированным. И на мой взгляд помощником в этом может стать организация проектной деятельности.

Нормальной реакцией  на все новое является его не принятие сначала, ведь мы же уже работаем с детьми,  развиваем и обучаем их, и очень хорошо с этим справляемся. Да и нас с вами воспитывали и обучали по старым, проверенным технологиям и методам – мы довольно развитые и умные люди.  На мой взгляд, виновата в этом очень хорошая система образования сложившаяся в советское время,  у нас уже годами выработанный «Хребет», который не позволяет нам легко, без сопротивления принять новое.

        Слайд Лично меня заставила задуматься над тем, что в образовании необходимы перемены – президентская инициатива «Наша новая школа».  Там есть такие слова: «Сильная и известная на весь мир советская система образования была создана для решения проблем трансформации аграрного общества в индустриальное, должна была обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности на протяжении всей жизни. Теперь же  в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению».  Теперь вам понятно, почему я считаю виновной в нашем сопротивлении новому – сложившуюся на сегодняшний день систему образования в России.

      А теперь вспомните 88 – 93 годы. Как тяжело было принять те перемены, которые произошли в обществе, многие люди потеряли свои жизненные ориентиры, так и приобрели новых. Да и на приобретение новых ориентиров понадобилось очень много времени.

   Слайд Главная задача образования сегодня - это развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. 

Дошкольное образование 1 звено в системе непрерывного образования.

Именно поэтому и обновились или обновляются нормативные документы регламентирующие воспитательно-образовательный процесс в детском саду.

Давайте вспомним, какие  документы регламентируют  деятельность ДОУ:

§  Закон Российской Федерации «Об образовании»;

§  Постановление Правительства Российской Федерации № 666 от 12 сентября 2008 г. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

§  Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), (утверждена МО РФ 17.06.2003);

§  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. №  91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях". Опубликовано 8 сентября 2010 г. Вступило в силу 1 октября 2010 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 27 августа 2010 г. Регистрационный N 18267 (Изменения № 1 кСанПиН 2.4.1.2660-10"Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях". Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 декабря 2010 г. Регистрационный № 19342;

§  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23    ноября    2009 г. №    655 об утверждении Федеральных государственных  требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ);

§  Свидетельство об аккредитации ДОУ;

§  Лицензия на ведение образовательной деятельности.

Остановимся подробнее на Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 23    ноября    2009 г. №    655 об утверждении Федеральных государственных  требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (В дальнейшем с вашего разрешения к данному документу будет применятся сокращение ФГТ);

Слайд В соответствии с ФГТ Программа должна опираться на научные принципы ее построения, которые отражены в разделе  II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  В подпункте 2.4.  Тема нашего семинара практикума помогает реализовать все принципы, но остановимся на   тех из них, которые не указывались раньше напрямую в комплексных программах дошкольного образования:

строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

      А в разделе ФГТ  III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования в подразделе 3.5. 

Слайд  Планируемые итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны описывать интегративные качества ребенка (их 9), которые он может приобрести в результате освоения Программы (т.е. «Модель выпускника»).

Слайды 1.физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни;

2.любознательный, активный.  Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе;

3.эмоционально отзывчивый.Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства,  музыкальные и художественные произведения, мир природы;

4.овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.Ребенок адекватно использует вербальные  и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации; 

5.способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями  о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.);

6.способный решать интеллектуальные и личностные задачи  (проблемы), адекватные возрасту.Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.;

7.имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;  об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире;

8.овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

9.овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

      На мой взгляд,   выполнить выше перечисленные требования поможет проектная деятельность, как детей, так и педагогов.

Чем отличается педагогическое проектирование от детской проектной деятельности.

- терминология;

- отличия;

- презентация проектной деятельности детского сада г. Великий Новгород.

Как и всегда при «разведении понятий» - обратимся к терминам, что же такое проектирование вообще и в педагогики в частности?

Слайды  Проектирование  - создание проекта.

Проект – разработанный план сооружения, механизма, устройства; предварительный текст какого-нибудь  документа; замысел, план.

                                                                          Толковый словарь С.И. Ожегова.

  Проект в педагогике– любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.            (В. Кильпатрик)

Проект в дошкольном образовании – один из вариантов интеграции (интеграции на основе проекта); использование ее в обучении – подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Проектпонимается как специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимися, комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

                                            Из статьи К.п.н., ст. преп. МГПИ, Л.Д.Морозовой

Педагогический проект – это система планируемых и реализуемых  действий, необходимых условий и средств, для достижения определенных целей, которые, в свою очередь, зависят от приоритетных педагогических ценностей. (Е.С. Заир-Бек. Основы педагогического проектирования. СПб.: РГПУ имени А.И. Герцена, 1995).

Метод проектов - совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

                                            Из статьи К.п.н., ст. преп. МГПИ, Л.Д.Морозовой

      Чем же отличается педагогическое проектирование от методики организации  проектной деятельности в работе с дошкольниками?

     После того как участники семинара-практикума ответят на поставленный вопрос обобщим полученные ответы и привлечем внимание к Слайду

Ø Педагогический проект начинается с проблемы выявленной педагогом или возникшей у детей (спровоцированной педагогом) и план разрешения данной проблемы создает сам педагог, а при использовании методики организации проектной деятельности  (технология проектного обучения) в работе с дошкольниками проблема возникает у детей, они же ищут пути решения проблемы и составляют план  под руководством педагога.

Ø Педагогическое проектирование как вид педагогической деятельности помогает оптимизировать деятельность педагога – это проектная деятельность педагога совместно с детьми. А технология проектного обучения – метод проектов в работе с дошкольниками это вид детской проектной деятельности, которую направляет педагог.

Вы можете сказать и будете правы, что это все уже было в нашей педагогической работе. И задаете себе вопрос -  Чем же отличается педагогическое проектирование от планирования, моделирования и прогнозирования? Тем, что имеет целью создание нового объекта или процесса и предполагается результат заранее. Все начинается с анализа сложившейся ситуации, и определения желаемого результата.        Главная особенность и сложность логики педагогического проектирования в том, что на основании имеющихся данных прогнозируются некоторые будущие события, развитие педагогических процессов и систем. Предположения о возможном результате выдвигается еще до того, как исследованы средства и варианты его достижения.

   Еще раз обращаю ваше внимание на то, что Технология проектного обучения существует в педагогике давно. В течение последних лет  она  активно возвращается в отечественную педагогику. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в учебном процессе. На что и направлена  модернизация образования, в частности дошкольного.

Условия, при которых возникает необходимость использовать педагогический проект и детскую проектную деятельность.

      Какими же должны быть условия, чтобы возникла необходимость в использовании педагогического проекта? Вот некоторые из условий:

Слайд

§  В проблемных ситуациях, где:

- есть возможность нескольких путей ее решения;

-необходима существенная перестройка старой деятельности для ее разрешения;

-важна совместная работа нескольких специалистов и родителей для решения проблемы;

-важно личное отношение людей к предполагаемым результатам.

§  При изменениях такого масштаба, на которые не решаешься при осуществлении текущей деятельности (например, смена приоритетного направления работы).

§  Когда сложно оценить все последствия от внедрения новшества, т. е. проектировщик имеет место с ситуацией высокой неопределенности.

             Поговорим о применении методики работы с детьми по организации проектной деятельности.  Есть четыре группы методов работы с детьми: словесные, наглядные, игровые и практические. Метод проектов относится к практическим. Его можно использовать в любое время, когда есть такая необходимость. Боле подробно о данной методике и алгоритмах составления детских проектов мы поговорим на следующем занятии.

Место педагогического проектирования в образовательном процессе детского сада.

        Данная идея использования педагогических проектов в образовательной деятельности детских садов принадлежит педагогическим коллективам города Великий Новгород под руководством доктора педагогических наук Натальи Александровны Рыжовой, опубликована в журнале Обруч.  Результатом педагогического проектирования у них является тематический образовательный проект, что это,  и какое место отводится ему в образовательном процессе детского сада, мы сейчас посмотрим.  Это место определяется Образовательной программой  конкретного детского сада, где практика разделяется на две части – часть, связанную с реализацией Основной общеобразовательной программы, и  часть формируемую участниками образовательного процесса, составляющую отныне сущность образовательной программы ДОУ.

Предлагается такой вариант стратегии и  тактики разработки программ ДОУ:

В рамках реализуемой основной общеобразовательной программы выделяется время или периоды работы по комплексным интегрированным тематическим проектам. Основанием для такого решения служат требования ФГОС к организации образовательной работы с детьми: Программы должны «обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста; принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; комплексно-тематический принципе построения образовательного процесса; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при  проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми – в игре».

Следовательно, образовательная программа ДОУ должна обеспечивать видовое своеобразие ДОУ, углубленную работу по приоритетным направлениям. К приоритетным, в равной степени, могут быть отнесены признанные таковыми по итогам аккредитации и те, над которыми коллектив детского сада работает «на перспективу».

Методика подсчета времени для реализации программы ДОУ достаточно проста и прозрачна.

      Под тематическими образовательными проектами подразумевается такая форма реализации целей, задач и содержания, которая обеспечивает субъектную позицию всех участников, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности детей. В основе тематического проекта – совместный выбор детей и взрослых (воспитателей, специалистов, родителей) содержания, форм, последовательности, длительности работы.

Объем тематических образовательных проектов различной направленности составляет не более 20 % от времени, предусмотренного на реализацию Основной образовательной программы ДОУ.

Слайд    246 рабочих дней  (максимально возможное время пребывания ребенка в ДОУ в течение года, изменяющееся в соответствие с нормативом, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты населения)

80% от 246 дней = 196,8 дней

20 % от 196,8 дней = 39,3 дней

Слайд Таким образом, общая длительность периодов работы по проектам составляет 39–40 дней. В течение учебного года (01.09–31.05) осуществляются как общесадовые, так и групповые тематические Проекты познавательно-речевой, физкультурно-оздоровительной, социально-личностной и художественно-эстетической направленности.

      Составленный взрослыми и детьми план совместных действий по проекту является документом, регулирующим их деятельность в течение всего проекта.

       Какое место отводится детскому проектирования в воспитательно-образовательном процессе детского сада?

       В соответствии с логикой ФГТ мы организуем в воспитательно- образовательном процессе 4 вида педагогической деятельности:

         образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации  различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной,  музыкально-художественной, чтения);

         образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

         самостоятельную деятельность детей;

         взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

       Проектная деятельность детей как форма организации деятельности детей находит свое место в каждом из выше перечисленных видов.

Педагогическое проектирование:

-  методика «Зеркало прогрессивных преобразований»;

-  матрица педагогического проекта предложенная ст. преп. МГПИ, к.п.н. Л.Д. Морозовой.

- практикум по составлению педагогического проекта при помощи методики «Зеркало прогрессивных преобразований»;

- презентации педагогических проектов детского сада № 147 «Сказка».

Существует несколько матриц написания педагогического проекта, мы в нашем коллективе, пользуемся методикой «Зеркало прогрессивных преобразований» (Приложение 1),  а также Матрицей педагогического проекта предложенной Л.Д.Морозовой к.п.н., ст. преп. МГПИ, (Приложение 2) .   Алгоритмом педагогического проектирования, предложенный Натальей Грызловой  методистом РМК Новгородского района так же представлен в Приложении 2.

Подробнее остановимся на методике «Зеркало прогрессивных преобразований», так как по данной матрице вам придется составлять собственный педагогический проект по окончании курсовой подготовки.

Слайд

Познакомьтесь с алгоритмом данной методики:

1шаг: Сформулируйте одну конкретную проблему и запишите ее.

2шаг:   Выявите   и   запишите   основные      причины   ее   возникновения   (причины формулируются со слов «не» и «нет»).

1 и 2 шаги представляют ситуацию «минус». Далее ее надо перевести в ситуацию «плюс».

Следующий шаг: Проблема переформулируется в цель.

шаг: Причины становятся задачами.

шаг:   Для  каждой   задачи   определяется  комплекс  мероприятий  -  шагов   по   их достижению.   Для  каждого   шага  определяются  ответственные,   которые  подбирают команду для реализации мероприятий.

шаг: Ответственные определяют необходимые материальные ресурсы и время для
выполнения мероприятий.

шаг: Для каждого блока задач с мероприятиями определяется конкретный продукт и критерии эффективности решения задачи.

Ниже представлен образец работы с данной методикой на примере конкретной ситуации.

Слайд

Детская проектная деятельность:

- уровни развития проектных умений у дошкольников (по Е. Евдокимовой);

- типы проектной деятельности  и виды детских проектов представленные психологами  Веракса Николаем Евгеньевичем и Александром Николаевичем в методическом пособии «Проектная деятельность дошкольников» на примере презентаций проектной деятельности  детей детского сада  № 147 «Сказка».

       Чтобы понять, доступна ли дошкольникам технология проектного обучения, проанализируем    

Уровни развития проектных умений у дошкольников (по Е. Евдокимовой). (Приложение 3)

Слайды

1. Подражательно-исполнительский уровень (с 3,5-4 до 5 лет):

·         интегрирующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей;

·         постановка цели, ее мотивация;

·         привлечение детей к участию в планировании деятельности;

·         совместная реализация намеченного плана, движение к намеченному результату;

·         совместный анализ выполнения проекта, переживание результата.

2. Развивающий уровень проектирования (с конца 5 года жизни):

·         выделение проблемы, отвечающей потребности детей;

·         совместное определение цели проекта, мотива деятельности, прогнозирование результата;

·         планирование деятельности детьми при незначительной помощи взрослого; определение средств реализации проекта;

·         выполнение детьми проекта; дифференцированная помощь взрослого;

·         обсуждение результата, хода работы, действий каждого, выяснение причин успехов и неудач;

·         совместное определение перспективы развития проекта.

3. Творческий уровень проектирования (цель развития проектных умений)

·         постановка детей в определенные условия, выделение проблемы;

·         самостоятельное определение детьми цели проекта, мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата;

·         планирование предстоящей деятельности детьми, определение средств реализации;

·         выполнение детьми проекта, решение творческих споров, достижение договоренности, взаимообучение и помощь друг другу;

·         обсуждение результата

·         определение перспектив развития проекта.

     Если проанализировать данные уровни, то становится понятно, что применять технологию проектного обучения возможно начиная с 5 лет, то есть в старшем дошкольном возрасте. До 5 лет уместны педагогические проекты. Как вы думаете, возможно ли сразу окунуть дошкольников в детскую проектную деятельность или сначала целесообразно применить педагогическое проектирование? Исходя из уровней развития проектных умений у дошкольников видно, что до 5 лет дети находятся на подражательно-исполнительском уровне. Для этого уровня более целесообразно организовывать педагогический проект по Матрице педагогического проекта предложенной К.п.н., ст. преп. МГПИ, Л.Д.Морозовой (Приложение 2)

Методика организации детской проектной деятельности, предложенная в методическом пособии «Проектная деятельность дошкольников» Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. основана на знании психологии детей дошкольного возраста и помогает развивать интегративные качества личности ребенка, что является планируемыми результатами освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

     При организации проектной деятельности в детском саду педагоги могут столкнуться со следующими проблемами. Слайд  

·        Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – то есть мы привыкли работать по разработанным конспектам, в строгой логики перехода от одной части образовательной     программы к другой. Проектная деятельность не имеет строго заданных норм.  В этом случае педагог и ребенок попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентировано на исследование как можно большего количества возможностей, заложенных в ситуации, а не прохождение заранее спланированного (известного педагогу) пути.  Естественно, что воспитателю гораздо легче следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.

·        Неразличение субъективной и объективной позиции ребенка.

Большинство педагогов детских садов очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за рабенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.

      Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребенок окажется в объективной позиции.

      В проектной деятельности под субъективностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъективность ребенка может провялятся по-разному. Так, ребенок может высказать оригинальную идею (раннее не высказанную другими детьми) или поддержать и немного видоизменить идею другого ребенка. В этом случае воспитатель должен акцентировать внимание на своеобразии идеи ребенка.

     Приведу пример. При обсуждении подарков к 8 Марта один мальчик предложил нарисовать открытку маме. Другой поддержал его идею, сказав, что можно еще нарисовать открытку сестре. С точки зрения взрослого, был озвучен один и тот же замысел: создание открытки. В этом случае педагог может сказать: «Вася уже сказал про открытки. Попробую придумать что-нибудь другое». Субъективным является другой путь: можно поддержать инициативу второго ребенка, подчеркнув, что про открытку сестре еще ни кто не говорил. В этом случае взрослый, во первых, открывает новое пространство для творческой деятельности (можно выяснить чем отличается открытка для мамы от открытки для сестры, еще можно вспомнить о бабушках, воспитателях…), а во-вторых, поддерживает инициативу ребенка (ребенок получает позитивный опыт высказывания, и в следующий раз, скорее всего, тоже выскажет какую-нибудь идею). Из сказанного следует, что нужно поддерживать и позитивно отмечать сам факт высказывания, даже если оно повторяет высказывание другого ребенка. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного социального опыта проявления инициативы.

·        Необходимость формирования субъективной позиции педагога.

Невозможно развивать субъективность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта и образования имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Вернемся к примеру  с обсуждение подарков к 8 Марта. Любой педагог знает, кому и какие подарки можно дарить в этот день, и каким образом их изготовить. Понятно, что дети не сразу смогут придумать оригинальный подарок. Но задача педагога заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться неожиданного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию  и способы решения задач с точки зрения пространственных возможностей.

     Обычно педагог поступит по «инструкции»: объяснит, как вырезаны цветочки, куда их приклеить, как сложить открытку, то есть будет действовать с позиции культурной нормы. Педагог, демонстрирующий субъективную позицию, сначала выяснит, как ребенок видит ситуацию (для дошкольника создание открытки или приклеивание цветочка – вовсе не очевидное действие, а своеобразное открытие, осмысление праздника). И только потом воспитатель обратится к культурным способам оформления замысла. И тогда вырезание цветочка  станет средством реализации замысла ребенка, а не очередным звеном в реализации образовательной программы.

     Слайд Выделяют три основных вида детской проектной деятельности: исследовательскую, творческую и нормативную – каждая из которых обладает своими особенностями и  характерными этапами реализации.

      Слайд Но есть и общие особенности для всех трех видов детской проектной деятельности.

Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием. Например, если ребенок захотел нарисовать какой-то предмет и нарисовал его, то мы не можем говорить о том, что он реализовал проектную деятельность, так как это не проблемная ситуация. Если же ребенок хочет выразить в рисунке свое отношение к предмету, то в этом случае возникает особая проектная задача, связанная с исследованием возможностей и поиском форм передачи своего отношения к предмету.    Приведем другой пример. Ребенок решил построить из кубиков гараж для машины. Очевидно, что перед ним проблемная ситуация — гараж должен быть устойчивым, машина должна свободно помещаться внутри гаража. Однако решение такой задачи в процессе игры не является проектной деятельностью, потому что не происходит как такового исследования пространства возможностей (ребенок строит гараж, прикидывает размеры, увеличивает или уменьшает его).

        Участники проектной деятельности должны быть мотивированы. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог, и ребенок сформулировали причину, по которой они включаются в исследование. Приведем пример. Подготовка к празднику — это привычное мероприятие, технология организации и проведения которого подробно описана во многих программах. Ребенок может быть заинтересован в подготовке к празднику, но проектная деятельность начнется только в тот момент, когда педагог совместно с ребенком попытается понять, что этот день или это событие значит для каждого из них. (Как мы относимся к этому празднику? Почему мы его празднуем? Какими способами мы выражаем свое отношение к празднику? И так далее.) Как только будет определен смысл, можно искать способы его предъявления.

Проектная деятельность имеет адресный характер. Поскольку в ходе проектной деятельности ребенок выражает свое отношение, он всегда ищет адресата — человека, к которому обращено его высказывание, оформленное в виде продукта. Именно поэтому проектная деятельность имеет ярко выраженную социальную окраску и в конечном итоге является одним из немногих социально значимых действий, доступных дошкольнику.

Остановимся подробнее на видах проектной деятельности.

      Нам разработана памятка для педагогов по трем видам детской проектной деятельности (Приложение 3)

Исследовательская проектная деятельность (Приложения: видео Работа   над детским исследовательским проектом «Куда можно пойти в городе Хабаровске в выходной день» представлена воспитателем И.В. Сальниковой; Презентация «Детский исследовательский проект» подготовлена воспитателем И.В. Сальниковой; видео Родительское собрание по теме «Развитие детской любознательности и инициативы» проведено воспитателями Т.В. Астапович и Н.В. Путковой) .

Слайды Своеобразие исследовательской проектной деятельности опреде­ляется ее целью: исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания.

Исследовательские проекты чаще всего носят индивидуальный ха­рактер и способствуют вовлечению ближайшего окружения ребенка (родителей, друзей, братьев и сестер) в сферу его интересов. Приведем пример.

Миша К. не пользовался популярностью у детей: его редко принимали в игру, и «смирившись» с этой ситуацией мальчик и сам неохотно шел на контакт. Когда в группе была организована проектная деятельность, Миша предложил исследовательский проект, посвященный устройству автомобиля. В результате он разобрался в устройстве основных блоков автомобиля, научился различать марки и описывать их преимущества и недостатки. После презентации своего проекта Миша стал своеобразным экспертом по автомобилям и приобрел небывалый авторитет у мальчиков, что не могло не повлиять на характер его общения со сверстниками.

В исследовательской проектной деятельности можно выделить следующие этапы:

       Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. На этом этапе можно выделить несколько возможных стратегий поведения педагога. Первая из них заключается в том, что педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Так, вопрос о том, откуда берется электричество, может обсуждаться всей группой. Вторая стратегия предполагает внимательное наблюдение за деятельностью детей и выявление сферы интересов каждого ребенка.

  Второй этап оформление проекта. Родители помогают в оформлении, выполняя вспомогательную функцию – главный в оформлении ребенок.

Оформление выполняется на нескольких страницах:

1 страница – на ней формулируется исследовательский вопрос, создается общими усилиями, родители пишут вопрос, а ребенок оформляет, украшает страницу.

1        страница раскрывает важность поставленного вопроса с разных точек зрения, ребенок проводит опрос, родитель записывает интервью ребенка. Важно чтобы на данной странице было отраженно несколько мнений о проблеме, одно из которых самого ребенка.

2        страница посвящена выбору самого правильного ответа с точки зрения ребенка,  ребенок не только выбирает и фиксирует ответ , но объясняет обосновывает свой выбор.

3 страница посвящается возможным способам проверки правильности своего выбора, внизу ребенок изображает источники где можно почерпнуть такую информацию и какой источник на его взгляд самый лучший.

4 страница отображает результат проверки правильности своей версии, то есть ребенок показывает удалось ли ему провести проверку своего выбора, и на сколько этот путь был трудным.

5 страница ребенок рассказывает кому может пригодится данная информация, возможные сферы применения зависят от содержания проекта.

Третий этап защита проекта. Желательно, чтобы родители присутствовали на защите проекта и помогли ребенку подготовить свое выступление-рассказ о проделанной работе. По страничкам ребенок рассказывает о проделанной им работе.

Четвертый этап выставка детских проектов. Воспитатель придумывает различные игры и задания на закрепление и систематизацию материала. В дальнейшем проекты включаются в библиотеку группы и находятся в свободном доступе.

Такие проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно-ролевых  игр. Так, например, проект с исследовательским вопросом «Что такое космос?» превращается в игру «Космос». В группе появляется уголок, где разместился научно-исследовательский центр и центр руководства полетами и так далее.

  В процессе работы над исследовательскими проектами дети учатся добывать знания самостоятельно, привлекая для этого все доступные средства.

Слайды Творческая проектная деятельность

В ходе творческой проектной деятельности создается новый твор­ческий продукт. Если исследовательская проектная деятельность, как правило, носит индивидуальный характер, то творческий проект ча­ще осуществляется коллективно или совместно с родителями. При выполнении коллективного проекта каждый ребенок предлагает свою идею проекта, но для реализации выбирается только одна. Понятно, что подобный выбор дается детям нелегко, потому что дошкольник должен научиться не только отстаивать свою позицию, но и объек­тивно ее оценивать, то есть понимать, насколько его идея оказалась удачнее по сравнению с предложениями других детей. Дошкольник должен преодолеть свойственный ему эгоцентризм (то есть неумение видеть позицию другого), а значит, перейти на новый уровень интел­лектуального развития.

Одним из существенных отличий творческого проекта от проекта исследовательского является его долгосрочность. Обычно только об­суждение и выбор идеи занимает 2—3 недели. Кроме того, замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить про­ект, поэтому его реализация оказывается более сложной (не только для ребенка, но и для взрослого).

На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе ко­торой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники, сезонные изменения, социальные вопросы (на­пример, оказание помощи пожилым людям) и т.д.  При этом взрослые должны для себя определить собственные мотивы участия в проектной деятельности. Например, чтобы определить смысл праздника Дня святого Валентина, педагог должен уяснить для себя, что означает этот день, почему его празднуют и как… Если проект не значим для педагога, он должен понять, почему он интересен детям и почему его надо организовать с детьми.

На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоя­щей деятельности. Например, если педагоги выяснили, что тот или иной праздник может быть положен в основу коллективного проек­та, то на данном этапе следует рассказать малышам о нем и обсудить отношение к нему детей. В ходе обсуждения дети делятся своими иде­ями по поводу предстоящего проекта.

На третьем этапе дети высказывают свои идеи реализации проекта. Если детям трудно, начать может воспитатель.

На четвертом этапе воспитатель предлагает зарисовать идеи и подумать над тем, что им необходимо для реализации идеи.

На пятом этапе дети рассказывают о своих рисунках идеях и отвечают на вопросы воспитателя и сверстников. Обычно дети считают, что сам факт того, что они делают, например открытку для мамы, говорит об их отношении к ней. Переосмыслить идею проекта ребенку помогут вопросы педагога, например, а как мама догадается, что ты ее любишь?  Поскольку обсуждение может происходить в течении нескольких дней у ребенка есть возможность доработать свою идею и качественно изменить содержание рисунка. В конце выбирается идея, которую дети будут реализовывать, можно при помощи фишек.

На шестом этапе информируют родителей, вывешивая на стенд идею – победителя.

На седьмом этапе реализуется общий замысел. Взрослые решают технические проблемы.

На восьмом этапе Продумывается, как представить продукт проекта. Результат должен быть социально значимым для ребенка. Проектная деятельность - любая предполагает социальную презентацию, которая направлена на то, чтобы показать ребенку значимость его усилий для окружающих. Если же подобной презентации не будет, то результаты деятельности дошкольников не войдут в культуру детского сада, а значит существенно не повлияют на социальный статус ребенка, а следовательно и на его развитие личности.

На девятом этапе устраивается публичная презентация проекта. Например Презентация проекта Празднование дня святого Валентина может сопровождаться не только чаепитием, но и стать началом нового проекта, например, создание книги рецептов.

Слайд Нормативная проектная деятельность (Приложение видео Работа над реализацией нормотворческого проекта представлена педагогом-психологом Т.Г. Макаровой)   

Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным на­правлением в педагогической деятельности, поскольку они развива­ют позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда иницииру­ются педагогом, который должен четко понимать необходимость введения той или иной нормы.

Слайд Нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы: а) запрещающие, б) позитивно нормирую­щие, в) поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к созданию новой нормы — нормотворческие.

Общая стратегия работы с детьми заключается в том, чтобы ми­нимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситу­аций, поддерживающих детскую инициативу.

Работа по созданию новой нормы (нормотворчество) основывает­ся на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском са­ду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Конфликты дошкольников характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем вари­анте поведения. Позиция воспитателя состоит в поддержке инициа­тивы детей, что приводит к увеличению числа возможных вариантов поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуа­ции. При этом педагог берет на себя ответственность за соблюдение правила, выработанного детьми, и за реальное поведение дошкольников в данной ситуации.

Приведем пример. Дети на прогулке уходили играть на террито­рию другой группы, что приводило к конфликтам с воспитателем. Пе­дагог предложил дошкольникам обсудить ситуацию и ее возможные последствия и выработать правило поведения. В результате дети вме­сте с воспитателем сформулировали правило: «Если хочешь поиграть с детьми на другом участке, подойди к воспитателю и скажи об этом».

В нормативной проектной деятельности можно выделить следую­щие этапы.

Слайды На первом этапе воспитатель выявляет такие ситуации, которые, во-первых, достаточно часто повторяются, а во-вторых, характеризу­ются нежелательными формами поведения детей. Бессмысленно при­думывать правила для ситуаций, которые в жизни группы могут встре­титься всего несколько раз — такие правила будет невозможно удержать в сознании детей.

На втором этапе педагог инициирует обсуждение вариантов поведения в той или иной ситуации и тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть. Фактически второй этап определяет пространство возможностей данной ситуации.

На третьем этапе педагог просит детей изобразить нежелательные последствия неприемлемого поведения. При этом дети могут рисовать самые фантастические сюжеты. Такие символические рисунки позволяют дошкольникам сформировать отрицательное отношение к ситуации, благодаря ее проживанию в воображаемом плане.

На четвертом этапе педагог просит детей по очереди рассказать
о своих рисунках и о тех последствиях, к которым может привести обсуждаемая ситуация. В результате беседы у детей создается обобщенное эмоционально окрашенное представление о данной ситуации.                                      

На пятом этапе педагог предлагает детям подумать над тем, как нужно себя вести, чтобы избежать нежелательных последствий. После того как каждый ребенок выскажет свое мнение, воспитатель об­ращается к детям с предложением выбрать одно из предложений в качестве правила. При необходимости педагог корректирует его.

На шестом этапе педагог просит детей зарисовать это правило так, чтобы оно было понятно всем. При этом правило ни в коем случае не должно быть запрещающим, поскольку иначе оно будет подавлять, а не побуждать инициативу детей.

На седьмом этапе дети объясняют, что они нарисовали. Перед пе­дагогом стоит задача понять, в какой мере в рисунке ребенка пред­ставлены необходимые детали. В ходе обсуждения воспитатель акцен­тирует внимание детей на этих деталях и предлагает дошкольникам на их основе создать окончательный «знак» правила. Этот знак должен содержать как минимум два компонента: указание на признак ситуа­ции и адекватный способ действия.

Восьмой этап связан с выполнением «знака» правила всеми детьми и включением его в книгу правил. В этот альбом наклеиваются основ­ные знаки, которые дети придумали для разных ситуаций. Под каж­дым рисунком педагог подписывает соответствующее правило.

Понятно, что подобный проект не снимает раз и навсегда все кон­фликтные ситуации в группе. Именно поэтому существует книга пра­вил, к которой дети обращаются самостоятельно или по подсказке пе­дагога. Как показывает опыт, в детском саду таких правил не так уж много (10—12), но их фиксация позволяет существенно снизить кон­фликтность между детьми, что способствует не только улучшению психологического климата в группе, но и значительно облегчает ра­боту педагога. Книга правил выступает в роли средства регуляции по­ведения дошкольников.

Слайд Деловая игра «Разработка поэтапного алгоритма разных типов детской  проектной деятельности».

Всем участникам предлагаю разделится на 3 группы, на экран выводятся три детские проблемы, совместно определяем при помощи какого типа проектной деятельности можно решить данные проблемы:

©     Ребенок не пользуется авторитетом у сверстников, и сам неохотно идет на контакт, но очень интересуется кошками, знает про них много. Как вовлечь ребенка в коллектив?

©     Детям некуда ставить свои подделки. Какая проектная деятельность должна быть организованна?

©     Дети агрессивно ведут себя по отношению к сверстникам, любое столкновение приводит к драке. Как наладить отношения?

Участникам групп выдается памятка «Типы проектной деятельности детей». В течении 20 минут участники обсуждают доставшуюся им проблему и разрабатывают алгоритм проектной деятельности детей. По окончании представитель группы знакомит с результатами деятельности своей группы всех участников.

Список литературы:

1.                 Веракса Н,Е,, Веракса А,Н, Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

2.                 Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. – М.: ТЦ Сфера, 2010.

3.                 Интернет ресурсы.

4.                 Президентская инициатива «Наша новая школа».

Недостаточно прав для комментирования.

Яндекс.Метрика ИКС